Книжный клуб Координаты фантастики. Обсуждаем роман Мы Евгения Замятина

Специальная встреча Книжного Клуба "Координаты фантастики" посвящена обсуждению антиутопии Евгения Замятина «МЫ». Посетим выставку «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» и поговорим об антиутопиях и о том, какой была советская фантастика сто лет тому назад.

Искусство и культура 12+

Книжный клуб "Координаты фантастики" проводит специальную встречу по случаю выставки «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов», которая проходит в Доме-музее И. С. Остроухова в Трубниках.

В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма. Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду».

На воображаемой карте грядущего мира появляются идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. Фантастическим урбанистическим пейзажам будущего противопоставляются крестьянские представления об идеальном обществе, а русские теоретики космизма мечтают о межпланетных путешествиях и устройстве идеального мира в других вселенных. Наконец, «грядущий мир» начинают изображать критически: появляется предтеча всех известных антиутопий ХХ века — роман Замятина «Мы».

Из полемики различных утопических систем рождается советская научная фантастика. Авторы 1920-х годов увлеченно рисовали в своих произведениях мир, в котором возможны полеты в космос, роботизация производства, продление жизни, всеобщая коммуникация. Какие фантазии писателей воплотились в жизнь, а какие еще ждут своего возможного воплощения, можно будет увидеть, пройдя по выставке.

А мы обсудим роман "Мы" Евгения Замятина, который открыл парад великих антиутопий 20 века. 

Джордж Оруэлл о романе:

В романе Замятина в двадцать шестом веке жители Утопии настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах (это написано еще до изобретения телевидения), что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу и обычно друг к другу обращаются либо как «нумер такой-то», либо «юнифа» (униформа). Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют по четверо в ряд под звуки гимна Единого Государства, льющиеся из репродукторов. В положенный перерыв им позволено на час (известный как «сексуальный час») опустить шторы своих стеклянных жилищ. Брак, конечно, упразднен, но сексуальная жизнь не представляется вовсе уж беспорядочной. Для любовных утех каждый имеет нечто вроде чековой книжки с розовыми билетами, и партнер, с которым проведен один из назначенных сексчасов, подписывает корешок талона. Во главе Единого Государства стоит некто, именуемый Благодетелем, которого ежегодно переизбирают всем населением, как правило, единогласно. Руководящий принцип Государства состоит в том, что счастье и свобода несовместимы. Человек был счастлив в саду Эдема, но в безрассудстве своем потребовал свободы и был изгнан в пустыню. Ныне Единое Государство вновь даровало ему счастье, лишив свободы.

Почему обсуждаем эту книгу?

В двадцатые годы раннесоветская фантастика давала возможность читателю заглянуть за утопический горизонт и увидеть мир желаемого коммунистического будущего. Параллельно с позитивными картинами грядущего возникает жанр антиутопии, изображающий футуристические проекты в критическом ключе.

В наш суровый век цифровизации (она же диджитализация) любопытно, а возможно и полезно, обратиться к миру, в котором все подчинено рациональному распорядку, а наличие души признается болезнью, которую надлежит вылечить хирургическим путем.

Евгений Замятин описал будущее, которое может вырасти из мира конвейеров и компьютеров, а мы обсудим его минусы и плюсы.

Сбылись ли замятинские прогнозы? Как его антиутопия повлияла на дальнейшую судьбу жанра?

Обсудим на встрече.


 

Перед встречей Книжного Клуба для желающих состоится кураторская экскурсия по выставке (стоимость 150 рублей). Она начнется в 19.00.

Начало обсуждения — 20.00 

Сообщество Книжного Клуба "Координаты фантастики" — https://vk.com/getfuture

 

Поделиться:

655 дней назад
20 июля 2022, начало в 19:00

Москва
Трубниковский переулок, д. 17.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов